Официальный интернет-ресурс акимата города Петропавловска Официальный интернет-ресурс акимата города Петропавловска

Официальный интернет-ресурс
акимата города Петропавловска

В республике начали составлять карту сакральных мест

Комитет индустрии туризма Министерства культуры и спорта РК начал работу по созданию Карты сакральных объектов Казахстана, передаёт корреспондент МИА «Казинформ».

Разработка карты ведётся в рамках проекта «Духовные святыни Казахстана» и «Сакральная география Казахстана», озвученном в программной статье Президента РК «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Каркас национальной идентичности должны составить комплекс памятников вокруг Улытау, мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи, захоронения Бекет ата, Восточного Казахстана, древних памятников Тараза, сакральных мест Семиречья и других мест.

Святые места Казахстана

Мавзолей Арыстан-Баба ата

Расположение: Отырарский район Южно-Казахстанской области, в 55 км от Туркестана.

Арыстан-Баб — известный религиозный мистик ХII века, легендарный святой, почитаемый в Центральной Азии, с его именем связано множество легенд. Предания приписывают ему возраст библейского старца (по разным данным, он жил от 300 до 900 лет) и грандиозный исполинский рост — около пяти метров.

По легендам, прожив сотни лет, он изучил основы тридцати трех религий и, признав верным ислам, стал одним из самых верных сподвижников самого пророка Мухаммеда. Прославившись смелостью в битвах за веру, он получил свое прозвище — Лев (Арыстан).

Направляясь в Туркестан, паломник обязательно сделает крюк через мавзолей учителя и духовного наставника Ахмеда Яссауи Арыстан-Баба. Приезжающие поклониться могиле Яссауи сначала проводят ночь у мавзолея Арыстан-Баба и, получив здесь благословение, отправляются в Туркестан.

Интересно, как появился сам памятник. По местной легенде, когда по приказу Тимура стали возводить стены туркестанского мавзолея, их снесла сильная буря. После вторичного возведения история повторилась. Тогда явившийся во сне Тимуру старец пояснил: сначала надо возвести мазар учителю и наставнику Ахмеда Арыстан-Бабу. Эмир Тимур так и поступил.

Главная же легендарная миссия Арыс-тан-Баба заключалась в передаче аманата — тайного поручения, обязательства и благословения пророка Мухаммеда будущему подвижнику и святому Ахмеду Яссауи. Арыстан-Баб вызвался выполнить завещание пророка и передать сладкий плод (по разным данным — хурму, сушеный финик или инжир) мусульманину Ахмеду, который родится через 400 лет. Получив его, он сразу же отправился странствовать. Чтобы не потерять заветный плод, хранил его во рту, под языком. Спустя 400 лет в окрестностях древнего Отырара у берегов Сырдарьи он отдал его 11-летнему мальчику, пожелавшему стать учеником старца и потребовавшему у него то, что лежит у того под языком. Это и был будущий великий проповедник суфизма Ахмед Яссауи, распространивший ислам среди кочевых тюркских народов.

Согласно преданиям, Арыстан-Баб умер и был похоронен в окрестностях Отырара в XII веке. Вероятно, тогда же был заложен мавзолей. В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было сооружено новое, которое, как и сайрамские мавзолеи, несколько раз перестраивалось и реставрировалось.

Сегодня этот памятник XII-XX вв. является вторым по значимости памятником истории и архитектуры Южного Казахстана после мавзолея Яссауи и одной из мусульманских святынь Центральной Азии. Здесь функционируют Центр паломничества и гостиница. Возле мавзолея находится колодец с очень соленой водой, которая обладает исцеляющими свойствами.

С 1982 года Мавзолей Арыстан-Баба находится под охраной государства.

Мавзолей Айша-Биби

Этот памятник архитектуры 11-12 вв., расположенный в селе Айша-Биби Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараза, является памятником архитектуры республиканского значения.

Айша-Биби была возлюбленной Карахана, который построил мавзолей в память о ней. Основание мавзолея кубическое. По его четырем углам размещены массивные колонны. В оформлении использовались небольшие ниши, малые колонки, своды, стрельчатые арки, терракотовая облицовочная плитка. В узорах мавзолея сочетаются традиционные виды орнаментального искусства древних племен Казахстана, включающие геометрический, зооморфный и солярный мотивы, уходящие корнями в искусство андроновских и сакских племен.

О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений. Однако существует казахская легенда о любви Айша-Биби к своему жениху. Существуют 28 различных версий этой легенды. Согласно самой распространенной, Айша-Биби была дочерью известного ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани. После его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед (в честь которого возведен мавзолей Карахана в Таразе) попросил ее руки, однако ее воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путем поехала в Тараз. К несчастью, ее жених никогда не смог ее увидеть больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на мести ее гибели. Попутчица Айша-Биби Бабаджи-хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша-Биби в мавзолее Бабаджи-хатун. Мавзолею Айша-Биби посвящено большое количество научных и научно-популярных работ.

Первым исследователем мавзолея в 1893 году был русский археолог Василий Бартольд. Исследован также в 1897 году В.А. Каллауром, в 1938-1939 годы экспедицией Института истории и культуры КазФАН СССР, в 1953 году — экспедицией Академии наук Казахстана. В 1960 году был построен защитный стеклянный колпак для защиты мавзолея, и он использовался для образовательных и туристических целей. В 2002 году для восстановления памятника архитектуры и строительства вокруг него парка был нанят Нишан Рамето. Архитектор Т.К. Басенов называл его «своего рода музеем», в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана и который содержит ключ к пониманию традиционных форм. Айша-биби символизирует возвышенную красоту вечной любви — мавзолей был построен в память красавицы, которая умерла по дороге к своему возлюбленному Карахану.

Мавзолей Айши-Биби — место, особо почитаемое бесплодными женщинами, которые просят даровать им детей и крепкую семью.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи ата

Святой суфий Ходжа Ахмед Яссауи, почитавшийся великим учителем тюркских народов, поэт, философ, суфист и проповедник, жил в городе Туркестане, тогда называвшемся Яссы (отсюда добавление к его имени, означающее «из Яссы»). Здесь он занимался проповеднической деятельностью и основал суфийский орден «Яссауи». Призывая к суфистским идеям аскетизма, отречения от земного мира и терпения, Ахмед Яссауи сам твердо следовал им и жил в бедности, чем заслужил высокий нравственный авторитет среди своих современников.

В 63-летнем возрасте он вырыл землянку и стал жить в ней. Объяснил он это так: достигнув возраста пророка, нет необходимости жить сверх срока, отведенного им. Говорят, что в подземелье он прожил столько же, сколько на земле, и умер глубоким старцем. После смерти вокруг его имени создавались легенды, а сама могила, над которой был сооружен мазар, стала культовым святым местом. Вокруг почитаемого места впоследствии возник целый ряд построек, связанных с культом Ходжи. Мавзолей стал архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (монастыря), помещений административного и хозяйственного назначения, и представляет собой величественный ансамбль из дворцов и храмов. Один из самых больших возведен в эпоху тимуридов.

Мемориал, ставший местом паломничества еще в ХII веке, сегодня является одной из главных святынь мусульманского мира и наиболее посещаемым храмом Центральной Азии. В тюркском мире Яссауи почитается вторым после Мухаммеда пророком, что отразилось в поговорке: «В Медине — Мухаммед, в Туркестане — Ходжи Ахмед». Мавзолей Яссауи называют «второй Меккой». Среди паломников три поездки в Туркестан равняются малому хаджу в Мекку.

Мавзолей Байдибек Карашаулы

Байдибек Карашаулы (даты рождения и смерти неизвестны) жил в XI-XII веках в окрестностях Восточного Каратау, умер в нынешнем Алгабасском районе, возле конезавода «Актас», похоронен на берегу реки Балабоген. Сохранилась установленная еще в древности гробница с куполом.

В основу исторических сведений о жизни Байдибека, о его времени и окружении положены родословные казахского народа, легенды и рассказы, сохранившиеся в народе, а также письменные источники известных исследователей Востока, ученых-этнографов Н. Аристова, Ш. Уалиханова.

Из этих сведений следует, что Байдибек является предком племен Албан, Суан, Дулат, Сарыуйсун, Шапырашты, Ысты, Ошакты, образующих древнее родовое объединение Уйсун. В свое время он объединил кочевые племена, поднял на защиту земли и народа от вражеских нашествий. Он является крупной исторической личностью, мудрым полководцем.

Из родословных данных следует, что казахский народ образуется из 3-х великих объединений: Байшора, Жаншора, Карашора (по другим данным Акарыс, Бекарыс, Жанарыс).

Байдибек — старший сын Карашы, который считается сыном Аксакала, последний — сыном Уйсуна, который, в свою очередь, является сыном Бактияра, а тот происходит от Майкы (у него было много потомков), а тот — от Байшоры.

От старшей жены Байдибека, Сары, родился Сарыуйсун, от второй жены Зерип — Жалманбет, его сыновьями были Шапырашты, Ошакты, Ысты.

Самая крупная ветвь династии Байдибека — потомство младшей жены Нурилы, известной в этих краях под именем Домалак ене (по другим источникам она известна и как Бибимария или Бибиажар). От единственного ее сына Жарыкшака происходят дети Албан, Суан, Дулат.

В научных трудах и путевых заметках известного ученого, крупного этнографа Н. Аристова, совершившего путешествие в эти края во 2-й половине XIX века, в произведениях талантливого сына казахского народа Шокана Валиханова находим мысли о большой роли, которую сыграли Албан, Суан, Дулат среди казахских племен, кочевавших в Жетысуских краях.

В древние времена враги увели много тысяч лошадей у племен, кочевавших вдоль Каратау. В погоне, которую организовал и возглавил Байдибек, с ним были шестеро сыновей от старшей жены Сары. По дороге, когда он вместе с воинами достиг жайлау в горах, в местечке Актобе к нему обратилась младшая жена Нурила (Домалак ене), которая жила там у родника с сыном Жарыкшаком:

Байеке, если хочешь вернуть скот, не трудись напрасно. Саврасый жеребец остался у меня. И через шесть дней весь табун вернется обратно, лошади не дадут себя угнать, — и указала на строптивого жеребца, не знавшего узды.

— Каким образом этот жеребец остался с тобой? — спросил бай.

— Вражеские батыры попросили у меня испить водицы. Я им дала воды из родника. Тогда они спросили у меня, чего я желаю у них взамен. Я сказала: «Дайте, я сама выберу одну лошадь». «Пусть будет по-твоему», — сказал батыр. Нурила, сняв поясок, подошла к табуну и сказала: «Мох, мох, подойди ко мне животное!» И только она это произнесла, как жеребец подошел к ней и наклонил голову для привязи.

— Послушайте меня, если хотите, чтобы и люди, и скот были в сохранности, выполните мою просьбу, — умоляла и настаивала Нурила. И тогда Байдибек, которого обуяла месть, в гневе сказал: «Воины — не бабы, они не свернут с пути…»

Отряд Байдибека настиг вражеских налетчиков у перевала Куюк, где произошла ожесточенная схватка, в которой погибли все шестеро сыновей Байдибека. В большом горе и трауре он похоронил сыновей в местечке Молалы, на равнине Ушкарасай. Там и ныне стоит высокий курган, известный в народе как Алты сары.

Пророчество Домалак ене помогло народу пережить горе. Через шесть дней саврасый жеребец, стоявший на привязи, неистово заржал. В тот же день с востока появилось облако пыли, сопровождаемое сильным гулом и топотом. Это был табун лошадей Байдибека, вернувшийся от вражеских налетчиков. Вот так находчивость Домалак ене помогла сделать то, чего не смогли сделать воины, — так повествует народное сказание.

В республике начали составлять карту сакральных мест В республике начали составлять карту сакральных мест

Дата публикации: 04.08.2017

Количество просмотров: 641

Аким города Петропавловска СКО
Тасмаганбетов Марат Иманбаевич

Промышленная Революция 4.0
Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания
Сентябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19
20
21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Официальный сайт Президента Республики Казахстан
Премьер-министр Казахстана
egov.kz
Ассамблея народа Казахстана
Официальный интернет-ресурс Северо-Казахстанской области
IPO
ДКБ2020
Алтын сапа
Әділет
Модернизация пенсионной системы
Казконтент
Инновационные гранты
Защита бизнеса СКО
Электронная биржа труда
Официальный интернет-ресурс Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов РК
100 новых лиц Казахстана
Министерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан
Астана — столица Великой степи
A- A A+