Официальный интернет-ресурс акимата города Петропавловска Официальный интернет-ресурс акимата города Петропавловска

Официальный интернет-ресурс
акимата города Петропавловска

Программа комплексной реконструкции «старых» кварталов города Петропавловска «Жаңа Қала»

Приложение
к решению Петропавловского
городского маслихата от
«__» _____ 2020 года №__

Программа
комплексной реконструкции «старых» кварталов
города Петропавловска «Жаңа Қала»

1. Паспорт Программы

Наименование Программы Программа комплексной реконструкции «старых» кварталов города Петропавловска «Жаңа Қала»
Основание для разработки Государственная программа жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы, Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2030 года, Послания Главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», Послания Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана», Указа Президента Республики Казахстан от 19 июня 2019 года № 27 «О мерах по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге»», Комплексный план по компактной застройке города Петропавловска с обеспечением инженерно-транспортной инфраструктуры на 2020-2025 годы, Генеральный план города Петропавловска.
Разработчик Отдел жилищной инспекции акимата города Петропавловска
Государственные учреждения, ответственные за реализацию Программы Местные исполнительные органы акимата города Петропавловска, субъекты квазигосударственного сектора
Цель Создание безопасных и комфортных условий проживания граждан, развитие жилищной инфраструктуры
Задачи 1. Реализация единой жилищной политики 2. Реновация жилищного фонда
Сроки реализации 2020-2025 годы
Источники и объемы финансирования Финансирование Программы будет осуществляться за счет и в пределах средств республиканского, областного и городского бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Ожидаемые результаты Предложенный механизм позволит комплексно решать вопросы реконструкции городской среды, сноса жилья, увеличение объемов строительства жилья.

2. Введение

Программа комплексной реконструкции «старых» кварталов города Петропавловска «Жаңа Қала» (далее — Программа) разработана как инструмент реализации Государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы, Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2030 года (далее — Прогнозная схема), Послания Главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Послания Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана», Президента Республики Казахстан от 19 июня 2019 года № 27 «О Указа мерах по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан» Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге».

Политика Программы обеспечит комплексный подход к развитию комфортной жилой среды, с учетом трендов урбанизации, роста численности населения и других особенностей областного центра.

Основные меры государственной поддержки в жилищном строительстве направлены на стимулирование строительства доступного жилья широким слоям населения, за счет обустройства районов массовой застройки инженерными коммуникациями. Это привлекает частные инвестиции для предложения населению кредитного жилья в рамках механизмов долевого строительства.

Повышению доступности жилья также способствуют инструменты системы жилищно-строительных сбережений и ипотечных программ, в том числе программы ипотечного жилищного кредитования «7-20-25». Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи (далее — ипотечная программа «7-20-25»).

3. Анализ текущей ситуации жилищного строительства

1) Анализ текущей ситуации в строительной отрасли

Строительный сектор в областном центре один из крупнейших секторов экономики. На долю данного сектора ежегодно приходится до 5,0 валового регионального продукта.

Индекс физического объема строительных работ демонстрирует ежегодный рост. По итогам 2017 года 100,8%, в 2018 году — 99,2%, в 2019 году индекс достиг максимального значения 104,4%.

Ежегодный объем строительных работ с 2017 по 2019 годы вырос с 35,5 млрд. тенге до 39,7 млрд. тенге.

Объем и количество строительных работ показывают положительную динамику, особенно превалируют работы по возведению зданий, что составляет 50% от общего объема.

В плане занятости строительный сектор обеспечивает порядка 2 тыс. рабочих мест.

Использование среднегодовой мощности предприятий по производству строительных материалов составляет 6 455,6 млн тенге.

При этом производство основных ценообразующих строительных материалов для жилищного строительства (сборных железобетонных конструкций и изделий, стеновых материалов) полностью покрывает внутреннее потребление.

Домостроительный комбинат, как отдельно стоящее производство, отсутствует. Наряду с этим, в 2015 году с целью успешной реализации строительства жилья и уменьшения стоимости строительства ТОО «Единство» (завод по выпуску железобетонной продукции) провело модернизацию завода до уровня ДСК ХХI века. Мощность данного ДСК составляет 40-60 тыс.кв. метров жилья в год, средняя стоимость строительства 1 кв.метра составляет 160,0 тыс. тенге (стоимость 1 кв.метра кирпичного дома составляет 170-180 тыс.тенге, каркасно-монолитного до 220,0 тыс.тенге). Основой ДСК XXI века стали технологические линии без опалубочного виброформования пред напряжённого железобетона на длинных стендах и автоматизированное, высокоточное бетоносмесительное оборудование с компьютерным контролем и управлением.

В настоящее время ДСК загружено на 70%, введено в эксплуатацию 9 жилых домов (695 квартир) общей площадью 47,0 тыс.кв.метров.

На сегодняшний день за счет средств республиканского бюджета строительство двух 128 квартирных жилых домов общей площадью 18,0 тыс.кв.метров, за счет средств Национального фонда Республики Казахстан, привлеченных путем выпуска долговых ценных бумаг начато строительство 17-этажного жилого дома на 202 квартиры общей площадью ___, и ведется разработка проектно-сметной документации по строительству еще двух 17-ти этажных жилых дома (по 101 квартиры каждый) общей площадью ___ тыс.кв.метров с началом реализации в 2020 году.

В строительном секторе областного центра на 1 января 2020 года функционирует порядка 626 организаций различных форм собственности.

2) Анализ развития жилищного строительства и обеспеченности населения жильем

Жилищное строительство развивается с улучшением доступности ипотечного кредитования, урбанизацией и увеличением доходов населения.

Объем жилищного строительства демонстрирует положительный тренд со среднегодовым приростом порядка 8%. Всего за последние три года в эксплуатацию было введено порядка 430,8 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, в том числе:

в 2017 году — 135,6 тыс. кв. метров (137,1% к 2016 году);

в 2018 году — 141,6 млн. кв. метров (104,7 % к 2017 году);

в 2019 году — 153,6 тыс. кв. метров (108,5 % к 2018 году).

За 2017-2019 годы из общего объема ввода жилья 55% или 237,8 тыс.кв.метров введено за счет бюджетных средств, 22% или 96,8 тыс.кв.метров за счет средств населения и 23% или 96,2 тыс.кв.метров коммерческого жилья.

В 2019 году в жилищное строительство было направлено 19,2 млрд. тенге инвестиций из всех источников. В 2016 году данный показатель составлял 10,8 млрд. тенге.

За счет государственных инвестиций в рамках реализуемых жилищных программ за последние три года обеспечено строительство 237,9 тыс. кв. метров жилья, из них:

в 2017 году — 83,3 тыс. кв. метров;

в 2018 году — 90,2 тыс. кв. метров;

в 2019 году — 64,4 млн. кв. метров.

Всего за последние три года введено в эксплуатацию 4,9 тыс. единиц квартир, из них — 0,8 тыс. индивидуальных домов и свыше 4,1 тыс. квартир в многоэтажных домах, в том числе в рамках программы жилищного строительства «Нұрлы Жер» за 2017-2019 годы свыше 3 тыс. жилищ арендного и кредитного типа.

Определяющими факторами доступности жилья для граждан являются цены на недвижимость и соответствующая покупательская способность.

Цены на жилье первичного рынка с 2016 года выросли с 170,0 тыс. тенге до 220 тыс. тенге к 2019 году.

Рост цен на первичное жилье связан в том числе с ростом затрат на строительство. По данным статистики за 2019 год фактические затраты на строительство 1 кв. м. общей площади жилых зданий составили в городах — 126,1 тыс. тенге. В сравнении с 2016 годом наблюдается рост затрат на 47%.

На рынке вторичного жилья отмечается рост с 170,0 тыс. тенге в 2016 году до 260,0 тыс. тенге в 2019 году.

Ежемесячные доходы в 2019 году в среднем составили 178 тыс. тенге в расчете на одно домохозяйство.

Отмечается рост ипотечного кредитования с 2016 года более чем в 1,9 раза. Объем ипотечного портфеля банковского сектора достиг 37 млрд. тенге в 2019 году. Общий объем выданных ипотечных кредитов в 2019 году составил 18,3 млрд тенге. В общем ссудном портфеле БВУ доля ипотечных займов на начало 2019 года составила 24,9%, в 2018 году данный показатель был равен 21,6%.

Одним из катализаторов роста ипотечного кредитования послужила стартовавшая в июле 2018 года по поручению Елбасы - Первого Президента Республики Казахстан ипотечная программа «7-20-25». С начала реализации данной программы 627 семьи улучшили жилищные условия.

Обеспеченность жильем в областном центре выросла с 21 кв. м в 2016 году до 21,7 кв. м на одного проживающего к 2020 году. Однако показатель обеспеченности жильем является усредненным и не учитывает неравномерность распределения жилого фонда среди населения.

Государственные меры поддержки обеспечения населения доступным жильем, продолжающаяся урбанизация способствуют росту численности очередников на получение жилья из коммунального жилищного фонда местных исполнительных органов. Так, на 26 июня 2020 года число очередников превысило 14,9 тыс. человек.

В составе основную долю занимают 39% социально-уязвимые слои населения (далее- СУСН), 12% — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, 45% — государственные служащие, работники бюджетных организаций и военнослужащие, 2% — многодетные матери (семьи).

2) Анализ текущей ситуации в сфере ЖКХ

Наряду с вводом в эксплуатацию нового жилья идет процесс изнашивания жилищного фонда. Количество многоквартирных жилых домов города Петропавловска составляет 1 152 единиц (1 090 с централизованным водоснабжением и 62 с печным отоплением) и 15 тысяч индивидуальных жилых домов (2/3 площади города). Почти треть существующих МЖД и ИЖД старше 1970 года постройки (около 50 лет и старше).

В аварийном состоянии, неподлежащих восстановлению, насчитывается 19 домов, кроме того, 118 МЖД и 80% ИЖД в ветхом состоянии.

Жилищный фонд города Петропавловска в 2018 году составил 4 749,4 тыс. кв. метров.

За последние 10 лет жилищный фонд города увеличился на 13,5%. Обеспеченность населения жильем составляет 21,4 кв. метров на одного проживающего.

SWOT-анализ

Сильные стороны Возможности
- выгодное расположение и обновление жилищного фонда;
- наличие необходимой инфраструктуры;
- выделение бюджетных средств и привлечение частных инвестиций для обеспечения доступности жилья;
- постоянный рост объемов жилищого строительства и государственного финансирования.  
- активное использование мер государственной поддержки в виде жилищных сертификатов, для первоначального взноса.  
Слабые стороны Угрозы
- недостаток квалифицированных кадров в отрасли жилищного строительства;
- невысокая степень использования потенциала отечественной промышленности строительных материалов;
- низкие темпы ввода в эксплуатацию арендного жилья, особенно в городах с положительным миграционным сальдо;
- высокая степень износа жилого фонда.
- низкий уровень платежеспособно-сти населения;
- качество строительных работ;
- инфляционные процессы;
- рост социальной напряженности по вопросам, связанным с обеспечением государственным жильем вкладчиков системы жилстройсбережений и участников Программы 7-20-25.

4. Цель и задачи Программы

Целью программы является создание безопасных и комфортных условий проживания граждан, развитие жилищной инфраструктуры.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

  1. Реализация единой жилищной политики
  2. Реновация жилищного фонда

5. Основные направления, пути достижения цели и задач Программы, соответствующие меры

Программа будет реализовываться в рамках реновации жилищного фонда.

5.1 Паспортизация жилищного фонда

Для обеспечения безопасных условий проживания граждан необходимо провести оценку технического состояния (паспортизацию) жилищного фонда с целью выявления аварийного (ветхого) жилья, подлежащего сносу.

5.2 Реновация жилищного фонда.

Реновация предусматривает комплексную реконструкцию «старых» кварталов путем сноса аварийного (ветхого) жилья и переселения из него граждан в порядке реквизиции жилого дома и земельного участка.

Механизм и критерии реализации, в том числе порядок и условия возмещения собственникам жилья в объектах, подлежащих реновации.

Акимат города Петропавловска:

  1. поэтапно определяет районы массовой жилищной застройки, согласно градостроительной документации (приложение 2);
  2. проводит инвентаризацию МЖД и ИЖД и получения объективных данных по количеству аварийного (ветхого) жилья и его технического состояния будет сформирован реестр домов подлежащих реновации (приложение 3);
  3. создает рабочую комиссию по формированию перечня объектов, подлежащих реновации, с учетом износа строительных конструкций жилого фонда, их соответствия эксплуатационным требованиям, а также мнения собственников помещений;
  4. определяет и финансирует уполномоченную организацию для реализации проекта по реновации жилищного фонда.

Собственники МЖД и ИЖД аварийного (ветхого) состояния обращаются в местный исполнительный орган акимата города Петропавловска по включению в программу реновации при соблюдении порядка, установленного законодательством в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В случае включения МЖД и ИЖД в программу реновации собственникам жилых помещений предоставляются новые квартиры в равнозначных по площади размерах, но не менее однокомнатной квартиры.

При реквизиции имущества собственника нежилых помещений возмещается ее стоимость. В случае согласия собственника нежилого помещения возмещение за реализуемое имущество может быть обеспечено путем предоставления равнозначных по площади нежилых помещений в строящихся объектах.

6. Необходимые ресурсы

Финансирование Программы будет осуществляться за счет и в пределах средств республиканского, областного и городского бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Порядок реновации жилищного фонда в городе Петропавловске (ZIP 14 Kb)

Приложение 1 (ZIP 65879 Kb)

Приложение 2 (ZIP 9 Kb)

Дата публикации: 24.07.2020

Количество просмотров: 544

Аким города Петропавловска СКО
Жумабеков Булат Серикович